Фотограф Андрей Шапран. Серия «Чукотский интернат».
Автор: "История существования интернатов в районах Крайнего Севера насчитывает не один десяток лет. При Советской власти детей оленеводов и морских охотников на Чукотке насильственно изымали из семей, помещали в интернаты, где дети в изоляции от естественной среды и отсутствии общения с родными и близкими, вынуждены были полностью переучиваться. Ломалась и менялась устойчивая структура прежнего общества, существовавшего на протяжении тысячелетий, настроенного на самообеспечение и воспроизводство, менялись и люди - чукчи, эскимосы, эвены.
Последствием изоляции детей с раннего возраста стала потеря языка, национальной культуры, иждивенчество, ставшее традицией в современном чукотском обществе. Это одна из двух распространенных точек зрения, которая в наши дни существует на всем восточном, северном побережье Чукотки.
Вторая, немногочисленная, говорит о том, что способные дети теперь имеют возможность получить образование, увидеть мир. Процент возврата выучившихся молодых людей при этом остается низким, поскольку даже в начальных школах в маленьких поселках, со штатом не более десяти человек, подавляющее большинство воспитателей-учителей - приезжие специалисты. Точно такая же картина наблюдается и в сельской медицине на ФАПах.
Мне удалось за последние три года побывать не в одном национальном чукотском селе на восточном и северном побережьях Чукотки. В рамках авторского проекта "Морские охотники" на протяжении почти года жил и наблюдал за жизнью современных чукчей и эскимосов, разговаривал с людьми, чьи дети каждую осень отправляются на вертолетах в районные центры, где существуют интернаты и спецобразование, и возвращаются домой только на каникулы в летний период. Эта картина характерна для большинства чукотских сел. В редких случаях, когда село находится в непосредственной близости от села, где расположен интернат, родители имеют большие возможности в общении с детьми.
Примером служит соседство Инчоуна и Уэлена. Расположенные на расстоянии тридцати километров, эти села имеют более-менее развитую транспортную систему - охотничьи лодки в хорошую погоду передвигаются по морю, зимой жители ездят на снегоходах и на собачьих упряжках. Однако естественной преградой является непогода (шторм на море может длиться неделями, многодневная пурга зимой). В такие моменты, если непогода совпадает с осенними или зимними каникулами, у родителей возникают невероятные проблемы при транспортировке детей из интерната или при возвращении на учебу. Чаще всего местные власти ввиду отсутствия средств и неспособности решения проблемы, боязни ответственности, не берут на себя роль перевозчиков, и тогда родители, собравшись на общем сходе села, пытаются решить собственные проблемы, с тем, чтобы на неделю-две получить возможность общения с собственными детьми. Перевозка детей в такие периоды является в определенной степени рискованной, но и воспользоваться близостью интерната могут далеко не все.
Интернат - сборная история фрагментов и эпизодов из жизни чукотских семей, где дети только подрастают до четвертого класса, и редкие фрагменты жизни, когда они возвращаются в село на короткий промежуток времени, то есть, это современная история той «семейной» жизни, которая стала традиционной для прошлых и нынешних поколений чукчей и эскимосов, коряков, ительменов, якутов, ненцев, ханты и манси - для всех северных народов, если говорить об этом более широко.
Попытки рассказать авторами другие истории - о преемственности и семейственности современных северных народов, как правило, не имеют ничего общего со сложившейся ситуацией и той жизнью, которую сегодня можно назвать традиционной. За редким исключением (подобную картину наблюдал только на юге Ямала, где стали возрождаться традиции кочевых «детских садов», а также знаю историю существования кочевой школы в Красноярском крае. Но эти эпизоды скорее исключения из общего правила)."
#отечественнаяфотография
http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=2231